Home
megakhuimyak - Для чего нужны популяризаторы? [entries|archive|friends|userinfo]
megakhuimyak

Live Journal User Rating

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Для чего нужны популяризаторы? [Jun. 21st, 2008|10:44 am]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|, , ]

Мне очень не нравится когда академические ученые начинают пинать всяческих популяризаторов их дисциплин  - "Да это профанация!", "Кто он такой чтобы писать?", "Оставьте науку профессионалам!", "Вон из профессии!" и т.д.

Объясняю на пальцах.

Сам я работник консалтинговой фирмы, которая заодно является негосударственной научной организацией. В своем виде деятельности мы самые большие в СНГ как по объемам, так и по штату, хотя и занимаемся в основном прикладными исследованиями. Но тем не менее это тоже наука и методы продвижения своих идей и получения заказов одни и те же с фундаменталами.

Как продвигаются идеи - гранты выбиваются по-другому. Берешь описываешь свою идею, делаешь наглядный материал, составляешь презентацию и идешь к потенциальному заказчику.

Сначала идешь к самому маленькому начальнику из той цепочки, которая близка твоему вопросу. Объясняешь все ему. Если убедил его, идешь вместе с ним к его начальнику. Объясняешь в свою очередь и ему тоже. Так проходишь всю цепочку вплоть до ЛПР - Лица Принимающего Решение.  Лицо думает и окончательно решает - быть или не быть. Потом твоя тема закладывается в бюджет и на следующий год или в этот, если есть остатки, получаешь финансирование.

Причем тут популяризаторы?  А вот тут есть фокус.

Если эта цепочка начальников ничего про втою тему не знает, то вероятность успеха практически близка к нулю.  А откуда они могут про тебя узнать? Из академических журналов? Нифига.

Начальники читают отраслевую прессу, где в популярной форме излагается все , или вообще просто обычне газеты. Также начальники смотрят телевизор (да-да, в отличие от инет-аудитории они смотрят зомбоящик) и слушают радио. Вот если в СМИ этого нет  - они об этом думать не будут.

Государственные чиновники в основном работают по проблемам, которые волнуют народ, сиречь "быдло" как говорят те же у ченые и продвинутые жж-юзеры. Если население это не волнуют, почему государство должно на это выделять деньги - депутаты или СМИ если что спросят, а как им объяснить?

Вот тут и есть заслуга популяризаторов - они подготавливают общественное мнение к восприятию научных идей. И во многом их заслуга, что фундаментальные науки получают деньги.

Например , в 90-х годах в среде гидрометеорологов не нашлось человека, который популярно бы рассказывал всем, зачем нужна сеть гидрологических постов. И их закрыли на 2 года!!! Все посты в стране, все.  Я уже об этом писал и чем это кончилось.

Так что нельзя пинать популяризаторов - чревато.

PS. Конечно, может быть ЛПР - это Имангали Тасмагамбетов, на которого деятели нашей науки выходят напрямую и получают огромное финансирование, которое хватает Зейнолле Самашеву чтобы вести масштабные раскопки на Берельских курганах и в Сарайчике несколько лет по 150-200 человек экспедиция, а потом еще книги публиковать свободно. Но Имангали у нас один, а в России таких вообще кажется нет.

PPS.  Оказывается в  Росии есть и много спонсоров и меценатов. Тады ситуация лучше
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]baseke
2008-06-21 05:19 am (UTC)

(Link)

Абсолютно с вами согласен.
Но, к сожалению, часто популяризаторы забывают что они всего лишь популяризаторы, а ученые забывают что они все же ученые.
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 05:25 am (UTC)

(Link)

тут очень сложная ситуация - Стивен Хокинг одновременно и ученый и популяризатор, но не все такие
есть такие популяризаторы, что количество уже переходит в качество и человек становится наравне с академическим сообществом
а есть и ученые, которые корочек и славы ничего за собой не имеют или почили на лаврах 30-летней давности
судить надо по результатам
[User Picture]From: [info]aslili
2008-06-21 05:29 am (UTC)

(Link)

ученые учеными, но они никогда не бываюь хорошими практиками, если и бывают то это исключение.
Согласна полностью что пинать популяризаторов не просто не льзя, а чревато.
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 05:33 am (UTC)

(Link)

это да - типа "светило", но на четко поставленную задачу написать ничего не в состоянии - отвык уже, все "преданные ученики" пишут
[User Picture]From: [info]aslili
2008-06-21 08:15 am (UTC)

(Link)

да!
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 08:21 am (UTC)

(Link)

таких много
[User Picture]From: [info]aslili
2008-06-21 08:24 am (UTC)

(Link)

к сожалению.
[User Picture]From: [info]komi_permyak
2008-06-21 05:50 am (UTC)

(Link)

про Россию ровно наоборот,

но ход мысли нравится, товарищ Шибутов!
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 05:51 am (UTC)

(Link)

а кто там бабло дает на археологию?
[User Picture]From: [info]komi_permyak
2008-06-21 05:57 am (UTC)

(Link)

олигархи - по просьбе сверху;
региональные компании - по просьбе региональных администраций (зависит от многих факторов);
региональные компании с руководителями, понимающими, что надо думать и о будущем (меценаты, которым "за державу обидно");
негосударственные НКО и фонды, которые в России часто оперируют крупными многомиллионными в долларовом исчислении бюджетами;
разные компании, вышедшие из науки или организованные бывшими учеными;
международные программы (у этих доля меньше, но часто финансируют то, что по предыдущим путям не финансируется).

в целом сейчас археологи зажили гораздо лучше, а многие так просто хорошо (сужу не только по московско-питерским командам, но в первую очередь по региональным)
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 06:17 am (UTC)

(Link)

тады хорошо сейчас поправлю
[User Picture]From: [info]nfb
2008-06-21 07:11 am (UTC)

(Link)

Это вас египетские страсти в Школе Злословия так впечатлили?

ИМХО, популяризатор - телега, учёный - конь. У нас же сейчас телеги самоходные и кони давно в степи ускакали на подножный корм. Иногда телеге приделывают хвост и выдают за лошадь. А иногда телега громко тарахтит и распугивает всех лошадей вокруг - как Радзинский, например. Что позволяет таким телегам делать что попало, вообще-то.
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 07:17 am (UTC)

(Link)

ага, причем аргументы оппонентов Солкина меня не впечатляют
http://lenka72.livejournal.com/478671.html?thread=4221647#t4224719
[User Picture]From: [info]nfb
2008-06-21 07:56 am (UTC)

(Link)

Исходный пост в принципе верен - внутри научные разборки надо делать при закрытых дверях. Но это - в идеале.

Сравним структуру Оксфордского университета - закрытые сообщества, каждый колледж имеет свою команду учёных-исследователей и преподавателей. Предположим, местный Фоменка выходит на публику с открытием, что Генрих Восьмой это Уинстон Черчиль, до сих пор жив и кушает обеды в соседнем макдональдсе.

Фоменку приглашают на заседание учёного совета колледжа, где ему буквально, на пальцах показывают, что пьянство до хорошего не доводит. Если фоменка не успокаивается, собираются уже все учёные родственных наук всего университета и пробуют урезонить фанатика. Если это не помогает, тогда на главном заседании в присутствии студентов фоменку лишают всех регалий и научных званий и вышибают из университета.

Такие вещи случаются очень редко и процесс может длиться годами, но тем не менее.

Однако, чтобы иметь право судить, в таких университетах изначально очень жёсткие стандарты: не красть работы (воруют, конечно, но не так нагло, как у нас), быть в финансовом смысле кристалльным (тоже находят дырки, но не прут внаглую, как у нас), иметь чёткую доказательную базу со всеми референциями, именами, датами и адресами (у нас с конца 70-х с этим всё хуже и хуже, сейчас вообще могут навалять бог знает, что). То есть организм самоочищающийся и функционирует уже не одно столетие.

Как доверить нашим учёным советам - задолбанным-задрюченным, разорённым в 90-е и коррумпированным в нулевые по самое не хочу, жадными до грантов и чинов, беспринципным и аморальным - я лично не представляю. А судьи кто? Ну, скажет академик фоменке - "ты что, гад, пишешь?" А ему в ответ - "а ты-то сам что писал в 75 году, и тебе сошло это с рук, потому что женился на дочке проректора! А сегодня студенческую общагу под офисы сдаёшь!" И какой научный разговор в кулуарах может получиться, если учёных, имеющих ПРАВО судить своих коллег можно по пальцам пересчитать?

Вот поэтому, видимо, всё и выплескивается в телевизор. Уверена, что Толстую кто-то на Солкина натравил. Потому что отчаялся решить проблему нормальным академическим путём. Но натравив двух злобных тёток на несчастного Солкина, его оппонент сам оказался на том же уровне, если не хуже. Вот такая у нас получилась фигня. Ломоносов бы повесился, если бы увидел, что сейчас в российских универах делается.
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 08:05 am (UTC)

(Link)

тут еще получается, что единственная реальная и настоящая претензия к Солкину -пишет книги и их покупают, а это тогда вообще полный пиздец

Михайло бы их палкой отпиздил :-)
[User Picture]From: [info]nfb
2008-06-21 08:14 am (UTC)

(Link)

А это уже жадность. Считается, что если у меня в кармане есть триста рублей, то потратив эти деньги на Солкина, я уже не куплю книгу другого.

Это верно только в отношении макулатуры - купила на последние Донцову - Марининой хрен с маслом. А вот в науке и просто в дилетанских увлечениях расклад другой - штаны последние снимают и всё-таки покупают то, что их интересует. Это вы правильно заметили насчёт узких кругов, интересующихся такой экзотикой, как египтология - но эффективный менеджмент всем мозги загадил, даже учёным.
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 08:20 am (UTC)

(Link)

ага, трусливое жлобье
[User Picture]From: [info]tarionchik
2008-06-21 08:04 am (UTC)

(Link)

от популяризатора прямой путь до самоуверенного нахала, который откопает трою, причем не по правилам, перепутает все слои и прославится. а бедный несчастный кабинетный ученый, который не умеет стать классово понятным и близким как простым массам из-за свой элитарности, так и людям обеспеченным, потому что не может связно и просто связать фразу "дайте денег, господа", так и будет сидеть в своем кабинете. имхо, причина конфликта в этом.
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 08:06 am (UTC)

(Link)

нет таких ученых
[User Picture]From: [info]tarionchik
2008-06-21 08:11 am (UTC)

(Link)

которые умели бы быть рыночно полезными и социально адекватными?
[User Picture]From: [info]megakhuimyak
2008-06-21 08:20 am (UTC)

(Link)

образ кабинетного ученого - это фикция из литературы
ученые такие же люди как и все
[User Picture]From: [info]tarionchik
2008-06-21 08:31 am (UTC)

(Link)

да не, это я как раз понимаю. просто они когда начинают ратовать за чистоту науки, они обычно такими вот лабораторными мышами стараются прикинуться. мол, мы тут с олимпу, а вы - так, мелкие паразиты и захребетники.